Принятие Правительством РФ решения о выводе в 2011 г. пригородного комплекса на безубыточный уровень - ключевое событие для железнодорожного транспорта. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 04.08.2010 № 1322-р предусматривалось предоставление дотаций из федерального бюджета бюджетам регионального уровня для компенсации потерь в доходах перевозчиков, возникающих при установлении цен (тарифов) на перевозки пассажиров в пригородном сообщении ниже экономически обоснованного уровня (см. рисунок, схема 1). Однако механизм распределения средств федерального бюджета между субъектами РФ не был разработан. В связи с этим на совещании у заместителя Председателя Правительства РФ А.Д. Жукова (протокол от 28.04.2011 № АЖ-П9-32пр) принято решение об установлении в 2011 и 2012 гг. льготных (понижающих) тарифов на услуги по использованию инфраструктуры в пригородном сообщении с выделением субсидий ОАО "РЖД" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги инфраструктуры в пригородном сообщении, в размере 25 млрд руб. (см. рисунок, схема 2).
Схема 1 |
Минфин России |
25 млрд руб. |
Субъекты РФ |
Договоры на транспортное обслуживание населения, предусматривающие объемы перевозок, стоимость проезда, экономически обоснованный уровень тарифа, потери в доходах от государственного регулирования |
ППК |
Схема 2 |
Минфин России |
25 млрд руб. Постановление Правительства РФ о правилах предоставления субсидий ОАО "РЖД"; установление ФСТ России понижающих тарифов на услуги инфраструктуры для ППК |
ОАО "РЖД" |
Предос тавление инфраструктуры по установленным ФСТ России понижающим тарифам |
ППК |
Схемы компенсации убытков от пригородных пассажирских перевозок
Однако установление льготных тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта не обеспечивает безубыточность пригородных перевозок. Необходимо принимать дополнительные меры как со стороны ОАО "РЖД", так и со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Прежде всего субъекты должны обеспечить компенсацию оставшихся убытков ППК, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозку пассажиров. Кроме того, из-за высокого уровня износа подвижного состава целесообразно предусмотреть выделение перевозчикам средств на обновление моторвагонного парка, что будет способствовать улучшению качества транспортного обслуживания населения и позволит привлечь дополнительный пассажиропоток. При этом новый подвижной состав должен быть не только более комфортным для пассажира, но и более маневренным для управления и переформирования составности с целью оптимизации затрат при изменении пассажиропотока.
ОАО "РЖД" необходимо продолжить работу по оптимизации затрат и повышению доходности пригородных перевозок.
Еще статьи
Денежный рынок сущность, структура, регулирование
Критическое состояние экономики порождает множество предложений по исправлению
сложившейся ситуации, и в первую очередь улучшения денежного хозяйства. И это
вполне естественно, потому что рыночная экономика - это денежная экономика, и
без наведения порядка в сфере денежных о ...