полезный эффект от применения в эксплуатации новой (модернизированной) техники;
предельная (лимитная) цена нового (модернизированного) технического средства.
Лимитная (предельная) цена в общем виде определяется по формуле
где Цнов. лим - лимитная цена новой единицы подвижного состава;
Цаналог - цена единицы серийного аналога;
ЭЭ - экономический эффект от использования новой модели единицы подвижного состава по сравнению с серийным аналогомээ - коэффициент разделения экономического эффекта между производителем и потребителем (определяется на договорной основе)
Дt - разница в доходах от использования новой модели единицы подвижного состава вместо аналога в период t;
Рt - разница в расходах при использовании новой модели единицы подвижного состава вместо аналога в период t;
Е - коэффициент дисконтирования;- нормативный срок службы.
Шаг периода расчета t (год, квартал, месяц) выбирается по согласованию сторон.
Лимитная цена пассажирского вагона зависит от следующих основных технико-экономических показателей:
количество пассажирских мест;
масса тары (с экипировкой без пассажиров);
срок службы;
текущая стоимость;
годовой пробег вагона;
периодичность ремонта.
Лимитная цена локомотива зависит от следующих основных технико-экономических показателей:
мощность и сила тяги;
конструкционная скорость;
удельный расход топливно-энергетических ресурсов;
продолжительность и структура ремонтного цикла;
стоимость каждого вида ремонта и обслуживания;
срок службы с учетом морального износа.
Детальный перечень технико-экономических параметров, необходимых для расчета лимитной цены, определяется видом продукции, ее назначением и сферой применения.
Анализ лимитной цены целесообразно производить в отношении тех параметров, которые могут произвольно изменяться в процессе эксплуатации, а также параметров, определенных по экспертным оценкам.
Применение расчета СЖЦ на практике
В рамках работы НП "ОПЖТ" специалисты Института проблем естественных монополий провели несколько расчетов СЖЦ для разных видов подвижного состава. Результаты позволяют сделать некоторые обобщения относительно ряда факторов, учитываемых при анализе и вычислениях.
Цели оценки СЖЦ:
оптимизация затрат (текущих и единовременных) за срок службы подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта;
оценка расходов на использование техники с учетом срока службы;
выбор наиболее эффективного варианта приобретения и использования подвижного состава.
При расчете лимитной цены используемого и нового пассажирских вагонов следует учитывать следующие факторы:
технико-экономические характеристики рассматриваемых (проектируемого и серийно выпускаемого) типов вагонов (количество пассажирских мест; компоновка; стоимость, периодичность и продолжительность ремонтов);
цены на билеты на выбранные направления в заданный (базовый) период;
структура парка пассажирских вагонов на заданный момент времени;
расходы на текущее обслуживание действующего типа вагона;
стоимость текущих и капитальных ремонтов вагонов в депо и на заводе.
При рассмотрении цен на билеты учитывается индексация тарифов на перевозки пассажиров в заданный период. На основании цен билетов и с учетом размеров и сроков применения поправочных коэффициентов рассчитываются среднегодовые цены билетов на выбранных направлениях.
При рассмотрении структуры парка подвижного состава определяются группы типов вагонов (мягкий, купейный, ресторан) и их численный состав за рассматриваемый промежуток времени.
При определении затрат на текущие, капитальные, деповские или заводские ремонты принимаются только прямые производственные расходы. Так как тип обслуживаемого подвижного состава на размер общепроизводственных и общехозяйственных расходов не влияет, эти расходы в отчете не учитываются.
Кроме того, при расчете расходов на все виды ремонтов новых вагонов применяется поправочный коэффициент, отражающий увеличение (сокращение) количества пассажирских мест в вагоне, что указывает на сокращение (увеличение) объемов расходов на одно пассажирское место в новых вагонах по отношению к действующим.
Еще статьи
Сезонность использования трудовых ресурсов и меры по ее смягчению в сельском хозяйстве
Сельское
хозяйство исторически занимает основное место в жизни каждой страны, каждого
человека. Данная отрасль экономики обеспечивает не только продовольственный
рынок качественными и недорогими товарами, но и позволяет рационально и
эффективно использовать природные ресурс ...